Михаил Ершов: техрегламент Таможенного союза сокращает возможности производства высокооктановых бензинов

23 Сентября 2015

Михаил Ершов, кандидат технических наук, заведующий лабораторией по разработке перспективных и специальных бензинов ВНИИ НП, разъяснил обозревателю RCC возможности производства и использования в России высококачественных добавок, повышающих октановое число и экологические свойства бензина. 

«В странах Европейского Союза с этого года все новые автомобили должны соответствовать стандарту Евро-6, который включает в себя требования к токсичности выхлопных газов. Для бензиновых машин требования по сравнению с предыдущим нормативом – Евро-5 - не изменились.

Но с введением новых стандартов на выбросы одновременно вводятся новые требования к топливу, которые обеспечивают надежную эксплуатацию транспортных средств. Для бензиновых автомобилей Евро-6 требования к качеству топлива отражены в стандарте EN 228:2012. Если нормы токсичности выбросов для автомобилей Евро-6 не ужесточились, то требования к показателям качества бензина были даже несколько смягчены.

Это обусловлено возможностью использования специальных кислородосодержащих октаноповышающих добавок (оксигенатов). Они, помимо увеличения детонационной стойкости бензина, способствуют снижению токсичности отработавших газов автомобилей. В новой редакции европейского стандарта предельная концентрация оксигенатов увеличена до 3,7 % масс. в пересчете на кислород.

В России обязательные требования к безопасности автомобильного бензина установлены в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 013/2011. При разработке этого регламента за основу были взяты европейские нормативные документы, регламентирующие требования к характеристикам бензина, соответствующего автомобилям от Евро-2 до Евро-5.

Нормы для бензина для автомобилей Евро-6 - на тот момент перспективного стандарта - в расчет не принимались. Это и заложило определенное отставание, что, в отличие от стран ЕС, сокращает возможности отечественных производителей по выпуску высокооктановых автомобильных бензинов.

Сократить это отставание технически не сложно. ОАО «ВНИИ НП» предлагает рассмотреть возможность внесения в Техрегламент нового экологического класса – К6. В котором установить не только максимальную долю оксигенатов – не более 3,7 % масс. (в пересчете на кислород), но их минимальное содержание – не менее 2,8% масс.

Новый класс К6 будет соответствовать наиболее жестким экологическим стандартам на автомобильный бензин, в частности, требованиям к калифорнийскому реформулированному бензину (CaRFG). При этом, технология производства такого бензина будет даже проще и доступнее для отечественных производителей топлива по сравнению с К5. Стимулировать выпуск такого топлива предлагается наиболее зарекомендовавшим себя способом – через акцизы, за счет обнуления ставки налога на долю оксигенатов, содержащихся в бензине К6.

Помимо содержания оксигенатов в новом экологическом классе (как и в К5) предлагается особым образом прописать возможность использования N-метиланилина – эффективной октаноповышающей добавки отечественного производства. Предлагается установить норму по его суммарному содержанию вместе с бензолом – на уровне не более 1% об. Такое решение позволит, с одной стороны, сохранить производство данного продукта, а с другой - повысить экологические свойства бензина. У производителя появится возможность снижать долю наиболее опасного углеводорода – бензола и замещать его на антидетонационную и менее токсичную добавку – N-метиланилин.

Означенные предложения ОАО «ВНИИ НП» частично уже реализованы в разработанных стандартах на экспортные автомобильные бензины: это СТО 11505031-075-2013 и ТУ 38.001165-2014, по которым можно уже сегодня осуществлять выработку модернизированного бензина для поставки на экспорт.

Источник: http://rcc.ru/article/mihail-ershov-tehreglament-tamozhennogo-soyuza-sokraschaet-vozmozhnosti-proizvodstva-vysokooktanovyh-benzinov-51332#astart

← Вернуться к новостям