Нет места новации в родном Отечестве?

С января 2016 года будет разрешен к производству только бензин пятого класса, в котором не допускается использование инновационной присадки ММА. Рынок высокооктановых топлив ожидает рост цен, а производителей ММА – балансировка на грани выживания, считают эксперты.

В 2016 году вступит в силу запрет на производство топлива ниже стандарта Евро-5. Технический регламент Таможенного Союза «О требованиях к авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» не предусматривает в его производстве использование октноповышающих присадок, содержащих ароматические амины. Среди последних наиболее распространенным является монометиланилин (ММА). В результате с января будущего года для повышения октанового числа моторного топлива нефтеперерабатывающие заводы будут вынуждены использовать только кислородосодержащие присадки, из которых самым популярным является метил-трет-бутиловый-эфир (МТБЭ). Эксперты уже сегодня пытаются предугадать, какие последствия это возымеет для отечественного топливного рынка.

В последние годы в России происходило наращивание производства высокооктановых бензинов. По данным Минэнерго, в период с 2011 по 2014 год доля Евро-5 увеличилась с 2% до 75%, в то время как доля Евро-4 и Евро-3 снизилась – с 26% до 9% и с 41% до 11% соответственно. Изменению структуры выпуска способствовала модернизация НПЗ  и акцизная политика правительства, стимулировавшая компании увеличивать производство бензинов Евро-5. 

Но модернизация производства не позволит полностью перейти на выпуск бензинов с октановым числом 95 и 98 - необходимо будет использование октаноповышающих присадок. Применение одной из них не допускается ТР ТС. Одним из обоснований для этого стали требования ЕС, якобы предполагающие отказ от аминосодержащих соединений - в реальности же в Европе действует запрет только на соединения, содержащие металлы. Ни строчки про ограничения в адрес ММА не сказано и во Всемирной топливной хартии, представляющей собой комплекс рекомендаций по качеству современных топлив.

Другим формальным основанием оказался тот факт, что на момент разработки Технического регламента ТС отсутствовала информация, подтверждающая возможность применения ММА в бензинах стандарта Евро-5. Однако в начале 2014 года на полигоне НАМИ, аккредитованном Минпромторгом, прошли стендовые испытания присадки ММА на автомобиле LADA PRIORA, оборудованном двигателем Евро-5. По их итогам выяснилось, что использование ММА в выпуске бензинов пятого класса в концентрации не более 1,0% по объему не оказывает негативного воздействия на содержание вредных веществ и мощность работы двигателя.

Испытания стали основой для начала процесса принятия поправок к Техническому регламенту, который начался после направления их результатов в профильные ведомства. Внесение изменений в Технический регламент приветствовали нефтеперерабатывающие компании и ведущие научно-исследовательские институты, которые еще до испытаний выступали против ограничений на применение ММА в производстве бензинов. В ходе согласования и выработки мнения России по внесению изменений в Технический регламент все участвующие в процессе федеральные органы исполнительной власти поддержали необходимость его пересмотра. Но затем позиция одного из министерств неожиданно изменилась в противоположную сторону, и норма Технического регламента, не допускающая использование ММА, осталась в силе. Процесс пересмотра Технического регламента был приостановлен.

Сохранение Техрегламента в его текущей редакции обернется рядом негативных последствий. Для замены 70 тыс. тонн ММА, ежегодно потребляемых рынком, потребуется около 600-700 тыс. тонн МТБЭ. Переход же на выпуск бензинов только класса Евро-5 вдвое увеличит потребность в октаноповышающих присадках – с 1 до 2 млн тонн. Покрыть растущий спрос не сможет увеличение производства МТБЭ до 1768,3 тыс. тонн, ожидающееся к 2020 году. Как итог, на рынке топлив Евро-5 возникнет дефицит, который составит от 4 до 7 млн тонн.

Отказ от ММА в производстве бензинов приведет к закрытию двух крупных отечественных предприятий, которые являются градообразующими в своих регионах: они осуществляют выпуск ММА с середины 1990-х; одно из них было включено в список предприятий, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли и потому претендующих на получение господдержки в целях импортозамещения. На грани выживания окажется еще ряд  крупных промышленных компаний, участвующих в производстве ММА. Что не менее важно, будет поставлен крест на коммерчески успешной инновации, созданной в России: присадка ММА была разработана группой отечественных ученых, получивших в 2002 году за свое ноу-хау премию Правительства РФ в области науки и техники.

Присадка ММА – редкий для России пример успешного перенесения военных технологий в гражданскую сферу. Изначально ММА использовалась в военно-промышленном комплексе, и только потом эта технология стала применяться в выпуске бензина. Этим и объясняется ограниченная распространенность ММА за пределами РФ: наладить его выпуск сумели только те страны, в которых развита ракетно-космическая отрасль.

Присадка МТБЭ за рубежом используется шире, но в некоторых странах она запрещена. Одна из таких стран – США, где МТБЭ в выпуске бензина начал применяться в 1979 году. Пик его потребления производителями моторного топлива пришелся на середину 1990-х, когда в США вступили в силу поправки к Закону о чистоте воздуха, запретившие выпуск бензинов, в которых содержание кислородных соединений составляет менее 2%.

В конце 1990-х были зафиксированы случаи проникновения МТБЭ в грунтовые воды с неблагоприятными экологическими последствиями. Причина крылась в более высокой растворимости МТБЭ по сравнению с остальными компонентами бензина, что делало его опасным в случае повреждения подземных резервуаров с топливом. В результате с 1999 года власти штатов стали вводить запреты на МТБЭ в производстве бензина, а в 2006 году это ограничение было внедрено на федеральном уровне.

К недостаткам МТБЭ относится и низкая температура кипения в составе легких фракций бензина, из-за чего в летние месяцы топливо «парит», что приводит к снижению его октанового числа и дискомфорту владельцев авто. Другая негативная характеристика МТБЭ - высокий процент его ввода: на одинаковый объем бензина требуется в восемь-десять раз больше МТБЭ, чем ММА. В силу этого использование ММА является экономически более целесообразным, даже несмотря на то, что по стоимости МТБЭ в два раза дешевле.

Преимущества ММА стимулировали производителей бензина начать наращивать его потребление на рубеже 2010-х. Однако изменившаяся структура производства бензинов, обусловленная ТР ТС, привела к резкому снижению спроса на ММА уже по результатам 2014 года.

Если Техрегламент все же останется неизменным, ММА уйдет с рынка присадок, что приведет к его монополизации. Для повышения октанового числа бензина производители будут вынуждены использовать только кислородосодержащие добавки. Итогом станет дефицит и рост цен - как на октаноповышающие добавки, так и на высокооктановые бензины.

Изменить ситуацию можно, возобновив процедуру внесения поправок в ТР, тем более что для этого есть все основания.  Результатом такой корректировки станет здоровая конкуренция на рынке присадок. От этого выиграют производители бензина, у которых появится альтернатива в выборе октаноповышающих добавок и возможность безболезненного перехода к выпуску высокооктанового топлива. В плюсе останутся и потребители бензина, для которых будут снижены риски дефицита и резких скачков цен.

 Российская газета июнь 2015


← Вернуться к статьям