С 1 января 2016 г. к производству на НПЗ будет разрешен только бензин 5 класса. Технический регламент Таможенного Союза «О требованиях к авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее - ТР ТС 013/2011) не допускает присутствие в нем октаноповышающих присадок на основе N-метиланилина (ММА). В этой связи с будущего года для повышения октанового числа бензина можно будет использовать только кислородсодержащие добавки, в частности, метил-трет-бутиловый-эфир (МТБЭ). Каким образом эти изменения отразятся на производителях ММА, нефтеперерабатывающих заводах и топливном рынке в целом?
В 2011-2014 гг. доля «Евро-5» в производстве бензина в России выросла с 2 до 75%, тогда как доля «Евро-4» снизилась с 26 до 9%, а доля «Евро-3» - с 41 до 11% (данные Минэнерго). Значимым фактором этого сдвига оказалась акцизная политика правительства, стимулировавшая производителей переходить на выпуск высокоэкологичных топлив: например, в 2014 г. акциз на бензины 5 класса составлял 6450 рублей за 1 тонну, в то время как на бензины 4 и 3 классов - 9916 рублей за 1 тонну и 10725 рублей за 1 тонну соответственно (данные 269-ФЗ от 30.09.2013).
В то же время доля высокооктановых бензинов (АИ-95, АИ-98) за тот же период выросла менее чем на 10 процентных пунктов (с 21,5 до 30%). Это говорит о том, что большая часть бензинов класса Евро-5, выпускаемых в России, имеет октановое число не выше 92. Ситуацию не исправит модернизация НПЗ, об окончании которой уже сообщил ряд крупных нефтеперерабатывающих компаний. Поэтому задачу выпуска высокооктановых топлив, как и прежде, придется решать при помощи октаноповышающих присадок.
Снятие ограничений на использование ММА в производстве бензинов 5 класса сохранит в регионах тысячи рабочих мест. Помимо этого, рынок присадок будет развиваться в условиях здоровой конкуренции, а у НПЗ сохранится право выбора: применять либо МТБЭ, либо ММА, либо обе присадки совместно (что, как показывает практика, дает лучший экономический эффект). Риски дефицита высокооктановых топлив и резких скачков цен на них будут значительно снижены. В выигрыше, так или иначе, окажутся все участники цепочки по производству бензинов: поставщики сырья и октаноповышающих добавок, НПЗ и конечные потребители топлив, которые будут гарантированно получать продукт, отвечающий всем экологическим стандартам.
В конечном счете, в условиях, когда страной взят курс на развитие отечественных инноваций, неправильно запрещать производство продукта, разработчики которого в 2002 году получили Премию Правительства России в области науки и техники.
ПАО "Пигмент" (www.krata.ru)
Полный текст статьи читайте на сайте "Ведомостей": http://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2015/07/06/prisadka-mma-net-mesta-novatsii-v-rodnom-otechestve